43 специалиста получили дипломы российско-итальянской Школы реставрации
Возврат к списку рубрики: Новости Scuola di Restauro

8-9 октября прошли мероприятия по закрытию международного образовательного проекта SCUOLA DI RESTAURO. 43 его участника были дипломированы международными и российскими квалификационными сертификатами. О том, как проходили мероприятия читайте в материале научного координатора проекта с российской стороны, руководителя Научного отдела ЦНРПМ Татьяны Вятчаниной.


Первый день: полный диапазон профессиональных взглядов

Первый день мероприятий – 8 октября – был посвящен презентации и защите дипломных проектов, став своего рода кульминацией всего образовательного процесса. Темой дипломного задания была концепция реставрации и приспособления флигеля «Руина» Музея архитектуры им. А.В. Щусева (бывшая усадьба Талызиных), в лектории которого проходили занятия Школы и была проведена сама заключительная презентация проектов.

Флигель «Руина» представляет собой действительно руинированное историческое здание в самом центре Москвы, ставшее очередной «жертвой перестройки» как следствие  общего разрушительного эффекта переходного времени. Бедственное состояние флигеля было со временем концептуально «обыграно» - обнажившиеся исторические конструкции и кладки стали объектом самостоятельного интереса и предметом показа, «ужас запустения» - своеобразной знаковой инсталляцией переживаемого исторического момента. Минимальное архитектурно-дизайнерское приспособление (арх. А. Бродский, Н. Тютчева) позволило использовать это пространство в музейных целях. Однако реальное состояние здания на сегодняшний день признано аварийным.

Слушателям Scuola di Restauro (в большинстве своем, опытным специалистам) предстояло, используя весь багаж уже имевшихся, а также приобретенных в процессе русско-итальянских курсов профессиональных знаний, разработать новые эскизные предложения  по научной реставрации и дальнейшему использованию этого исторического сооружения.

Было выполнено 15 проектов, групповых и индивидуальных, представляющих собой целый спектр достаточно зрелых и оригинальных взглядов на поставленную задачу: от «классического» восстановления первоначального образа здания (конюшенный корпус XVIII в.  – автор С.Киселев) до самой смелой реконструкции, развивающей исторический контекст памятника под современный мировой уровень музейного использования (А. Радин); от развития темы инсталляции руин до полного ее отрицания.

Ни один проект не повторил другого (несмотря на общность объекта и задания), каждый из них отличается яркой индивидуальностью и специфически расставленными акцентами. Несмотря на широкий диапазон профессиональных предложений, все едины в своем методическом credo, ставшим credo Школы в целом. Это бережное отношение ко всему подлинному и исторически ценному, стремление «не навредить» памятнику, но сохранить его, причем сохранить «живым», адекватно функционирующим в современной жизни.

Совместная российско-итальянская аттестационная комиссия определила лучшие работы. Выбор «призеров» представлял собой, по общему признанию членов жюри, трудно разрешимую задачу ввиду очень высокого уровня проектирования и качества предлагаемых идей в целом. В результате 1-ю премию получил коллектив авторов в составе А. Махмудов (Астрахань) - Е. Литова (Санкт-Петербург) - А. Римская (Москва); 2-я премия была присуждена архитектору-реставратору из Ярославля В.Сафронову, «бронзу» поделили молодой коллектив из ЦНРПМ (А. Урадовских, А. Жданов, А. Глухих, О. Пяткина, М.Чистова, А. Горячева) и московские архитекторы В. Кузнецов - Т. Кац - Р. Шубин. Были учреждены номинации "За лучшее социальное продвижение проекта" (победители – «команда» из ЦНРПМ  А. Куликов, Е. Антонова, Д. Грибов, В. Карпов), "Оригинальная идея" (Н. Пьянкова; Вологда),  "Лучшая архитектурная презентация" (А. Радин; Воронеж).

В тот же день в Музее, во флигеле «Руина», прошло открытие выставки дипломных проектов. На церемонии открытия с приветственными словами выступили директор Музея Ирина Коробьина, руководители и партнеры проекта Scuola di Restauro c русской и итальянской стороны.

Второй день: «выпускная» Церемония и планы развития

9 октября в конференц-зале ЦНРПМ состоялась торжественная церемония закрытия проекта Scuola di Restauro. После приветственных выступлений руководителей проекта c русской и итальянской стороны Сергея Куликова и Николы Берлукки, директора ЦНРПМ Вячеслава Фатина, президента Ассоциации итальянских реставрационных компаний Алессандро Дзанини,  директора ИЧЕ - Агентства по поддержке внешнеэкономической деятельности итальянских предприятий в Москве Маурицио Форте, ректора Института искусства реставрации Елены Копыловой состоялась церемония вручения аттестационных сертификатов и наград за лучшие дипломные работы. С ответным словом выступили выпускники Школы и лауреаты премий, выражая глубокую признательность педагогам и организаторам этого образовательного предприятия, отмечая его огромную пользу для развития современного дела реставрации.

После окончания Церемонии прошло совещание руководителей и партнеров проекта о дальнейших перспективах Scuola di Restauro. Были намечены пути развития этого профессионально-просветительского начинания, исходя из анализа появившегося опыта его реализации.

Третий день: поездка на реставрационную площадку

Последним заключительным мероприятием стала совместная поездка организаторов проекта и выпускников Школы реставрации на одну из самых значимых и масштабных реставрационных площадок России – Троице-Сергиеву Лавру. Принимал гостей-специалистов главный архитектор-реставратор Лавры С.Демидов. Русские и итальянские реставраторы познакомились с последними реставрационными работами, проведенными к 700-летию преп. Сергия Радонежского, обсудили их и выразив свои компетентные оценки.



Возврат к списку рубрики: Новости Scuola di Restauro