Новый Иерусалим: в трапезных палатах восстановят церковь Трёх Святителей
Возврат к списку рубрики: Новости

22 апреля 2013 г. состоялось очередное заседание Экспертного совета по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря, на котором среди рассматриваемых вопросов был представлен эскизный проект реставрации комплекса Трапезных палат (докладчик А.А. Урадовских, ГАП АПМ-4).

Краткая историческая справка

Комплекс Трапезный палат сформировался к концу XVII века, включив в себя располагавшиеся в западной части монастыря отдельные служебные и хозяйственные постройки, такие как Трапезные палаты с церковью Рождества Христова, Архимандричьи палаты, Служебные покои на погребах, Больничные палаты с церковью Трех Святителей.

После большого пожара 1792 г. под руководством М.Ф.Казакова с 1794-1798гг. производились большие строительные работы по перестройке всего комплекса палат. Так были надстроены больничные палаты, перестроена церковь Трех Святителей и надстроены палаты «монастырских детенышей» (Служебные покои на погребах). На протяжении XIX в. комплекс подвергался текущим ремонтам. После революции комплекс трапезных палат использовался под Московский областной Краеведческий музей и сильно пострадал при пожаре 1941 г.

Реставрационные работы проводились в 1960-х и в 1988-95 гг.

До начала научных исследований все здания находились в использовании у Государственного Архитектурно Художественного музея Новый Иерусалим.


Проектные решения

Проектом реставрации предусмотрено восстановление облика комплекса зданий Трапезных палат на период середины XVIII века с выявлением наиболее ценных архитектурных особенностей, сохраняя при этом все подлинные части и элементы.

К предложениям, относящимся к комплексу в целом, относится восстановление функции обходной галереи, проходящей по восточному фасаду трапезных палат, от Архимандричьего корпуса до Служебных покоев на погребах и соединяющей комплекс с монастырской стеной.

Восстановление галереи включает:

- восстановление разобранной в 1950-х годах пристройки XVIII века к северному фасаду трапезных палат, кровля которой являлась частью хода.

- открытие заложенного проема в ограждении наружной лестницы Служебных покоев на погребах, для соединения хода с наружной лестницей.

- восстановление участка перехода вдоль восточного фасада Архимандричьих палат, связывающего галерею и крыльцо с лестницей.

- восстановление перехода на монастырскую стену.

В Трапезных палатах с церковью Рождества Христова проектом предлагается восстановление исторической планировки первого этажа. После закладки пробитых проемов подклет Трапезных палат будет состоять из трех групп помещений: помещения бывшей людской кухни, богослужебные помещения, располагавшиеся под церковью Рождества Христова (вертеп, ясли, Вифлеемские приделы), помещения бывшей настоятельской кухни.

В северной трапезной палате предусмотрено восстановление изразцовых печей, устроенных там Яном Флегнером в XVIII веке. Основанием для восстановления является фиксация этих печей в период реставрации 1950-х годов, и существование большого количества подлинных изразцов.

В подклете церкви Рождества предлагается восстановление существовавших там приделов и церквей:

- Вертеп

- Придел Обрезания Господня;

- Придел Избиения от Ирода 14000 младенцев;

- Придел Поклонения Волхвов;

- Придел Бегства во Египет.

На втором этаже предусмотрено восстановление приделов центральной трапезной:

- придел Святой мученицы Татианы;

- придел Святого преподобного Сергия Радонежского.

В восстанавливаемых церквях и приделах проектом учтено воссоздание иконостасов, киотов, паникадил, подсвечников. В исторических материалах присутствует графическая информация только о внешнем виде иконостаса церкви Рождества Христова и приделов центральной трапезной, а для остальных приделов существует подробное описание икон, контур иконостаса в плане и дата основания. Поэтому для приделов первого этажа внешний вид иконостасов подбирается по аналогам конца XVIII века, компоновка с учетом расположения икон по описи.

В интерьерах Трапезных палат с церковью Рождества Христова предусматривается восстановление монументальной живописи. Исходными данными и обоснованием для восстановления служит подробное описание композиций в Вертепе, центральной трапезной палате, четверике и алтаре церкви Рождества Христова, а так же исторические фотографии Вертепа и центральной трапезной. На основании данного материала по описанию композиций подобран иконографический материал с учетом существовавших в период написания прорисей, а фотографические изображения являются основой для стилистки живописи.

Предложения по отделке фасадов основываются на технологических исследованиях 2012 года и 1980-х годов. Так проектом предусмотрено восстановление покраски фасада второго этажа трапезных палат и церкви Рождества Христова «бриллиантовым рустом» состоящего из белого, розового, темно-розового, черного цветов.

В Архимандричьих палатах предлагается восстановление разобранной пристройки XVIII века к восточному фасаду, в которой размещалась лестница на второй этаж, восстановление соединения гульбища крыльца восточного фасада и галереи вдоль восточного фасада. Обоснованием для восстановления являются обмеры пристройки 1950-х годов, фотографии начала ХХ века. Фасады окрашиваются по кирпичной кладке в белый цвет.

Проектом предусмотрено восстановление церкви Трех Святителей. Основанием для восстановления служит изображение плана церкви на плане Бартеньева, подтвержденное археологическими исследованиями, изображение восточного фасада на гравюре, описание внешнего облика. Проект реставрации предлагает восстановление апсиды и завершения церкви Трех Святителей, при этом объем больничных палат остается внешне в современном состоянии, а внутри восстанавливается историческая планировка.

Решение Экспертного совета

Экспертный совет согласился с принципиальными предложениями проекта, в частности, по восстановлению обходной галереи, реконструкции крыльца у восточного фасада Архимандричьих палат, восстановлению церкви Трех Святителей, общему цветовому решению, возможности воссоздания живописи. Членами Совета был отмечен высокий уровень исполнения представленной документации, тщательность проработки вопроса авторами проекта, качественная подготовка материалов и достойное выступление докладчика.  

Авторский коллектив проекта: архитектурная часть - Урадовских А.А. (ГАП), Сидорина Е.В., Киселева В.И., Черемисинов К.А., Охотникова М.Д.; конструктивная часть - Южаков Ю.Л., живопись - Бусева-Давыдова И.Л. (концепция), Живаев А.А. (художник), Максимов Е.Н. (художник).


Материал подготовила Анна Ануфриева

Возврат к списку рубрики: Новости