Давидовские чтения 2019
Возврат к списку рубрики: Новости

В Мастерских прошли ежегодные «Давидовские чтения-2019». В этом году они не имели специального посвящения. Юбилейные «фанфары» по поводу 70-летия организации уже отзвучали на прошлогодних чтениях, оставив традиционный след в виде изданного по их материалам очередного (10-го) выпуска сборника ЦНРПМ «Реставрация и исследования памятников истории и культуры». К его выходу в свет и была приурочена настоящая конференция.





В этот раз исследователи и реставраторы из пяти городов – будущие, действующие, ветераны – собрались на профессионально-реставрационной площадке ЦНРПМ, чтобы просто показать свои интересные объекты, поделиться новыми открытиями, обсудить наболевшие проблемы отрасли. Именно с последних и началась эта встреча. Главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов в своем вступительном докладе, поблагодарив собравшихся и высоко оценив их моральное достоинство как хранителей исторического наследия, очертил круг сегодняшних проблем отрасли, ее трудностей и точек, требующих приложения особых усилий.

Одна из таких «горячих» точек – современное профессиональное образование в области реставрации, по мнению доцента кафедры реставрации СПбГАСУ Инны Заяц. В ее докладе была предпринята попытка трезвого взгляда на некоторые существующие образовательные нормативы и их формулировки, выявляющего их несоответствие реальному положению дел, порой вплоть до абсурдности. С тех же позиций был разобран и ряд противоречий в нормативных категориях, действующих в реставрационной практике на правах, определяющих реставрационный процесс: «предмет охраны», «приспособление к современному использованию» и др. Докладчик указала на весьма важные для памятника, но, как правило, отсутствующие в разработке этих категорий, составляющие и на потенциальные опасности, вытекающие из этой ситуации.

Тема нормативных несовершенств и противоречий актуальна для многих действующих специалистов от реставрации, в том числе на градостроительном уровне. Это стало ясно из докладов Василия Постолаки и Ирины Крымовой. Первый из докладчиков уже не раз и не два сталкивается в своей работе по генпланам с одной и той же проблемой, являющейся серьезным препятствием для включения исторических ансамблей в городскую структуру – границы территории памятника проходят практически по стенам самого памятника без учета организации окружающего памятник городского пространства. Это было показано на примере недавно завершенной крупной реставрационной работы ЦНРПМ по Конюшенному двору в Ростове Великом, хотя те же проблемы возникали и в ходе работ по Андроникову и Новодевичьему монастырям в Москве.

Предметом обсуждения в докладе Ирины Крымовой стала тема регулирования градостроительной деятельности и его инструментария в исторических поселениях (главным образом, на примере г. Зарайска). Это вызвало активный отклик в аудитории, в частности по вопросу образцовых проектов для рядовой застройки в этих зонах. Что это – добро или зло для сохранения идентичности исторической среды? Корректное вхождение нового в старое или тиражирование псевдоисторического? Мнения разошлись, сойдясь лишь в одном – необходима фигура специально подготовленного архитектора, ведущего каждый конкретный случай, причем эту необходимость неплохо было бы закрепить законодательно.

Еще одну тему из общей проблематики сохранения наследия предложила Ирина Белинцева – тему нетривиальную, как и всё, что связано с русско-прусским наследием Калиниградской области. На сей раз это проблема сохранения надгробий воинов, павших в I Мировой войне. Здесь так или иначе присутствует внутренний конфликт социально-идеологического фактора (могилы представителей вражеского лагеря, часто с увековечиванием их «героизма») и культурно-охранительного (памятники мировой художественной культуры). При общем отсутствии однозначного решения проблемы отношения в этому наследию, интересным стало уже само по себе знакомство с представленными в докладе артефактами.

Конечно, самую значительную часть Чтений составили архитектурно-реставрационные доклады по объектам. Как всегда, это не было рабочим представлением своих проектов, скорее наоборот - реставраторы показывали то, что остается, как правило, «за кадром» проектной документации. Это неожиданные и часто ключевые для понимания характера здания и «духа места» находки (Татьяна Коробова, Мария Куприянова о городской усадьбе Четверикова-Кнопа в Москве), дополнительные изыскания по отдельным периодам исторической жизни объекта (Анна Калугина о Дворце в усадьбе Архангельское при Голицыных), новые самостоятельные исследования (Наталия Флоренцева о палатах Оленевых в Кадашах). выявление и атрибуция неизвестного памятника (Дмитрий Вадатурский о церкви села Троицкого под Ярославлем).

Новые, по-своему сенсационные находки на Успенском соборе Московского Кремля представил известный российский реставратор Георгий Евдокимов, еще раз продемонстрировав неисчерпаемость исторической информации, заключенной в этом прославленном сооружении, если на него смотреть вооруженным глазом высококвалифицированного реставратора.

Интереснейшей частью программы стали выступления гостей конференции из Санкт-Петербурга и региональных историко-культурных центров: Ярославля, Пскова и др. Были представлены материалы исследований и перспективы реставрации таких «громких» памятников, как дворец митр. Ионы Сысоевича в Ярославле (Вячеслав Сафронов), Борисоглебский монастырь под Ярославлем (Александр Рыбников), храм Печерского подворья в Пскове (Мария Лисенкова). Евгений Варакин и Татьяна Пятницкая привезли новую «порцию» своих многолетних изысканий и предложений по спасению разрушающегося древнего ансамбля Введенского монастыря г. Тихвина, а питерские инженеры-реставраторы Валерий Калинин и Максим Смирнов предложили вниманию сообщества несколько восстановленных по их проектам петербургских мостов с раскрытием примененных методических приемов.

По традиции Давидовские чтения включают не только практические, но и научные исследования.

Одним из значительных научных сюжетов конференции стала коллекция русской архитектурной графики пер. пол. XVIII в. Ф.-В. Бергхольца, хранящаяся в Национальном музее Стокгольма. Ее изучение началось в Мастерских еще в 2011 г. В совместном докладе Татьяны Вятчаниной и Георгия Смирнова, а также в докладе Марины Плигиной были представлены чертежи и рисунки из малоизвестной в России части этого собрания, а также показаны возможности, которые открываются для их использования в сегодняшней научной, реконструктивной и реставрационной деятельности.

Юлия Клименко по итогам своего опыта изучения конструкций эпохи ампир, предложила ввести новый термин «свод Жилярди», определяющий широко распространившийся конструктивный элемент, внедренный в российскую традицию этим великим зодчим. Свое предложение исследовательница подкрепила демонстрацией и анализом обширного ряда архитектурных произведений этого стиля.

 Алексей Яковлев познакомил аудиторию с научным результатом своего нового экспедиционного открытия по «своду памятников» в Нижегородской области. Два сельских храма в полуруинированном состоянии являются почти точными репликами столичных храмов, приписываемых Матвею Казакову. Это связано прежде всего с именитыми заказчиками, среди которых известный род Пашковых.

Еще один неисчерпаемый источник историко-научных открытий, как показала в своем выступлении Наталья Троскина - это уже ставший легендарным Покровский собор на Рву или Василия Блаженного на Красной площади. Докладчица представила убедительно обоснованный новый взгляд на историческую мотивацию обновления соборных глав с их уникальным нетрадиционным декором, а также возможные европейские ренессансные источники этого декора.

В научно-исследовательском жанре прошло в этом году и традиционное и одновременно злободневное обсуждение проблем деревянного зодчества. Докладчики – известные корифеи в этой области Игорь Шургин и Андрей Бодэ – выступили со своими трудами более обобщающего, чем практически-реставрационного характера. Первый из них представил типологическую классификацию русских деревянных храмов XVI века, а Андрей Бодэ, переместив свой исследовательский интерес с традиционного Севера в среднюю полосу России, рассказал о своих удивляющих открытиях в деревянном храмовом зодчестве именно в этом регионе.

Доклад Анны Павловой перенес присутствующих в мир монументальной живописи. Росписи Преображенской церкви «под горой» в Калуге – это обширный, высокохудожественный, хорошо сохранившийся, но плохо изученный цикл. Исследовательский «ключ», подобранный А. Павловой – это получившие широчайшее распространение на Руси конца XVII века гравюры Библии Пискатора. Исследовательница выявляет целый спектр их «копирования» и самобытных интерпретаций в этом комплексе. Сквозь эту призму перед нами предстает интереснейшее явление провинциальной монументальной живописи нач. XVIII века.

Тема монументальной живописи получила развитие на конференции и совсем в другом варианте. Елена Кузнецова поведала публике увлекательнейший сюжет о собственном открытии одной из первых монументальных росписей в павильонах ВДНХ, скрытой под штукатуркой, о ее исследовании и методиках, примененных при ее реставрации.

Изучению и реставрации других видов искусств были посвящены сообщения представителей петербургских скульпторов Ольги Щедровой и Христины Шумиловой, которые подробно рассказали о реставрации парковой скульптуры усадьбы Кусково – ее состоянии на момент начала работ, главных проблемах, методических поисках и примененных технологиях; Игоря Кондратьева и Киры Борисенко, которые увлекли слушателей за собой в путешествие по «пространству изразца» в радиусе Москва-Владивосток, открывая на пути туда и обратно разновременные «жемчужины» этого искусства. Керамическому декору - на сей раз советскому - был посвящен и стендовый доклад Константина Двукраева и Елены Кузнецовой.

В целом можно констатировать, что «Давидовские чтения» продолжают оставаться общероссийской площадкой для живого профессионального общения и обсуждения злободневных тем российской реставрации.











Возврат к списку рубрики: Новости