Церковь Покрова в Филях.
Историческая справка.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).
Здание храма архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических храмов, образец раннего московского барокко.
Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Льва Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого города.
Храм Покрова в Филях — пятиярусный центрический храм, построенный в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание храма с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трёх сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимний и летний храм и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.
Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Золотарёв
В июле 1941 года храм был закрыт. До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий.
В 1971 году храм был передан музею имени Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.
С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения[; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года.
В 2019 году храм передан в собственность РПЦ. В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку.
На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX веков.
Реставрация интерьера.
Период: Центральная проектная реставрационная мастерская (ЦПРМ)
(10 декабря 1947-1956 гг.)
Работы в церкви Покрова в Филях наиболее полно представляют методические принципы реставрации интерьеров И.В. Ильенко.
В верхней части храма, сохранившей резной иконостас с клиросами и резную ложу конца XVII в., были обнаружены редчайшие фрагменты первоначальной отделки интерьера. Под позолотой XIX в. найден первоначальный черный фон иконостаса, царской ложи и клиросов, на котором выделялась золоченая резьба, на внутренней поверхности парапета ложи – отделка искусственным мрамором, так называемый «цветной аспид». Следы черного аспида по белому фону сохранила железная дверь ложи, цепь паникадила – первоначальные кованые васильки, колокольчики, тюльпаны и листья со следами полихромной росписи конца XVII в. под позолотой XIX в.
«Главенствующая роль в оформлении интерьера», как считала И.В. Ильенко, принадлежала Карпу Золотареву. Его автограф обнаружен на нижней перекладине резного Распятия, венчающего иконостас.
При проведении работ И.В. Ильенко стремилась создать целостный облик интерьера, частично возвращая первоначальную отделку и сохраняя поздние наслоения. На иконостасе сохранили золоченый фон XIX в. с раскрытием для музейного показа подлинных фрагментов черного лакового фона. Его полностью восстановили у царской ложи и клиросов. При реставрации паникадила XIX в., работы мастерской Полтавцева, на основании реконструкции И.В. Ильенко полностью воссоздали цепь конца XVII в. из цветов и листьев. Их выполнили из нержавеющей стали по выкройкам, снятым с сохранившихся образцов. В своде позолотили связи. На подступенках амвона по найденным следам восстановили первоначальную покраску: верхнего – в красно-коричневый цвет, нижнего – в бирюзовый. Учитывая уникальную сохранность интерьера XVII века, на стенах восьмерика решено было забелить роспись XIX в., предварительно проведя укрепительные мероприятия. Живописную композицию в своде сохранили и реставрировали. У окон восьмерика и на тромпах И.В. Ильенко воссоздала резные обрамления. Материалами для их восстановления послужили найденные следы крепления у откоса одного из окон и фрагменты резьбы обрамлений окон церкви в Троице-Лыково. Они, по словам автора проекта, «идеально подошли по размерам». На заседании реставрационного освета проект восстановления обрамлений не получил однозначного одобрения. Автору было предложено в качестве опытного образца восстановить обрамления двух окон и после этого решить вопрос окончательно. При реставрации восстановили небольшие утраты элементов резьбы иконостаса, царской ложи, клиросов и киотов. Режим неотапливаемой церкви позволил оставить все дополнения без тонировки и таким образом выявить их.