Кирилло-Белозерский монастырь.
Реставрационные и исследовательские работы 1970-е годы.
Историческая справка.
Кири́лло-Белозе́рский монастырь (Свято-Успенский Кирилло-Белозерский) - В XV-XVII веках - один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера, расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области. По имени своего главного собора, который посвящён Успению Пресвятой Богородицы, монастырь называется Успенским, а по имени своего святого основателя – Кирилло-Белозерским.
Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.
Монастырь в разные годы играл роль крупного экономического центра; важнейшего книжного центра России - к концу XV века здесь хранились 210 рукописей; на рубеже XV и XVI веков обитель становится центром движения нестяжателей; средоточием уникальных каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем.
Обитель также имела важное фортификационное значение. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник.
30 августа 1960 года комплекс построек монастыря поставлен под государственную охрану, как объект культурного наследия союзного значения.
С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.
В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).
Кирилло-Белозерский монастырь. 1960-е гг.
Реставрация.
Научно-исследовательская проектная мастерская (НИМП)
1968-1979 гг.
ЦНРМ объединили с всесоюзной специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ВСНРПМ)
Исследовательские и проектные работы начались в монастыре в 1953 г. Их возглавил С.С. Подъяпольский. В 1950-1960-е гг. были выпущены проекты реставрации домика келаря, церквей Архангела Гавриила, Преображения, Сергия Радонежского, Свиточной башни, Большой и Малой больничных палат, Поварни, комплекса Успенского собора. Их отличало стремление раскрыть древние формы памятников.
Итогом натурных исследований, сопровождавшихся широкими архивными изысканиями, стали графические реконструкции основных сооружений центрального комплекса: Успенского собора 1497 г., церквей Введения 1519 г., Иоанна Лествичника 1569-1572 гг., Преображения 1595 г., Архангела Гавриила 1531-1534 гг., церкви Иоанна Предтечи 1531-1534 гг. и общей панорамы монастырского ансамбля 1601 г. Эта научная работа стала событием в истории изучения отечественной архитектуры конца XV-XVI вв.
В 1970-е гг. под руководством Подъяпольского и Н.В. Каменева (с 1972 г.) последовательно выполнялись мероприятия по инженерному укреплению памятников и связанная с ними реставрация церквей Преображения, Сергия Радонежского, Евфимия и др. В 1975 г. был завершен «Эскизный проект реставрации и исследования архитектурного комплекса Кирилло-Белозерского монастыря», представлявший собой итоги многолетних исследований и перспективную программу работ. Авторы разработали предложения по приспособлению сооружений комплекса для нужд музея-заповедника.
Была отремонтирована железная кровля Косой башни с сохранением ее барочной формы, заменили сгнившие бревна новыми без разборки конструкций; выполнили подводку фундаментов; на стенах Нового города между Казанской, Вологодской и Кузнечными башнями восстановили местами рухнувшие своды, заделали трещины, возобновили бревенчатый и кирпичный настилы. В Вологодской башне по проекту Г.Н. Ровинского в основании сделали стягивающее бетонное кольцо. В Белозерской, Московской и Вологодской башнях произвели ремонт стропильной системы, обрешетки и кровель.
Прясло стены между Хлебенной башней и церковью Преображения, находившееся в аварийном состоянии, было укреплено методом косвенного армирования разновременной кладки, с подведением фундаментов, приведением в вертикальное положение и восстановлением ходовых галерей (инж. Г.Н. Ровинский, Н.А. Карев, Н.Г. Орехов).
Перед началом работ по реставрации церкви Преображения в 1974 г., автор проекта С.С. Подъяпольский выступил на заседании научно-методического совета с предложениями по корректировке проекта, которые были связаны с «изменением взгляда автора на некоторые методические вопросы».
В 1974-1975 гг. на сохранившихся основаниях воссоздали барабаны и главы, восстановили завершение четверика кокошниками и щипцовую кровлю апсид. Главы и кокошники окрыли медью; реставрировали фасады, на северном фасаде в киоте раскрыли и реставрировали композицию «Преображение» XVII в.
Работы в Успенском соборе монастыря носили ремонтно-консервационный характер с элементами фрагментарной реставрации. Над четвериком собора стальную кровлю заменили медной с сохранением кованых стропил XVIIIв. Произвели вручную расчистку орнаментальных поясов из керамических плит на барабане, апсидах и фасадах четверика.
В церкви Владимира реставрировали находившиеся в аварийном состоянии портал и паперть. В соборе продолжалась реставрация живописи и икон.
В церкви Иоанна Лествичника после ремонта заново были окрашены стены с добавлением охры, что позволило раскрыть подлинные черты средневекового интерьера XVI в.
Исследования и обмеры Братского корпуса в 1970-х гг. выявили его сложную строительную историю и необычную структуру планировки со световыми дворами-колодцами.
При проведении работ на постройках монастыря планомерно проводился отбор спилов и кернов со свай и лежней фундаментов между Кузнечной и Глухой башнями, балок кровли церкви Сергия Радонежского и сооружений Ивановского монастыря (часовни и крест Кирилла) Материалы были переданы в лабораторию Института археологии РАН. Результаты их исследования позволили уточнить датировку построек и положили начало формированию дендрологического фонда памятников архитектуры.
Анализ этого проекта, а также практических работ по стенам и башням 1970-х гг. показывает эволюцию методических принципов С.С. Подъяпольского. Осторожные раскрытия научно обоснованных древних форм сопровождаются сохранением поздних наслоений, прежде всего барочных завершений монастырских построек. Отражением эволюции взглядов становится строгое ограничение метода аналогий, использование которого архитектор связывает с историко-архитектурными исследованиями.