Большие Вяземы. Звонница XVI в.
Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ

Звонница_Храма_Преображения_Господня._Большие_Вязёмы.jpg








Большие Вяземы. Звонница XVI в.

Историческая справка.

Уса́дьба (Большие) Вязёмы — историко-архитектурный ансамбль XVI—XIX веков, бывшая царская, боярская и княжеская резиденция, расположенная в посёлке Большие Вязёмы на берегу реки Вязёмки в Одинцовском районе Московской области. Первое упоминание о нем относится к 1556 году. Усадьба входит в комплекс Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина.

В конце XVI века здесь значилась «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда» - нынешний храм Спаса Преображения. Звонница, находящаяся возле храма, представляет собой очень интересное и необычное сооружение. В настоящее время это единственный пример звонницы-аркады или "звонницы на столпах" в московском церковном зодчестве XVI столетия.

В 1862-1863 годы звонницу собирались разобрать и построить новую. Это было связано с тем, что в фундаменте появилась большая трещина, грозившая обрушением всей конструкции. К счастью, после длительной переписки с московской духовной консисторией было принято решение о сохранении звонницы ввиду ее большой древности. На средства владельца усадьбы князя Б.Д. Голицина провели первую реставрацию звонницы, трещина в фундаменте была прочно, по всем правилам реставрации того времени, укреплена при помощи смеси из песка и бетона.

Звонница в Больших Вяземах была предназначена для раскачивания колоколов с земли, т.е. для очепного способа звона. Таким способом раскачивали только тяжелые колокола нижнего яруса. Средние и маленькие колокола, размещенные в несколько рядов, изначально были предназначены для звона "в языки". В обоих случаях своеобразной площадкой для звонаря служила площадка-гульбище.

Реставрация.

Период: Центральная проектная реставрационная мастерская (ЦПРМ)

(10 декабря 1947-1956 гг.)

Первоначальные формы звонницы XVI в. Преображенской церкви в Больших Вяземах удалось сохранить благодаря уникальным инженерным мероприятиям. Работы на объекте начались с изучения территории (Р.С. Слоним), грунтов и корректировки генплана усадьбы (Е.П. Щукина). К началу работ звонница находилась в аварийном состоянии, ее высотная часть отклонилась от вертикали на 75-80 см и держалась на проволочных расчалках, закрепленных на бревнах, врытых в землю. К выпрямлению и укреплению звонницы привлекли одного из талантливейших инженеров своего времени – Э.М. Генделя, которым была разработана идея выпрямления памятника в два этапа. На первом этапе при помощи специальной деревянной конструкции на нижней части звонницы с гульбищем и стальных тяжей с муфтами вручную уменьшили крен на 30 см и укрепили под гульбищем аварийные пилоны, устроили новые уширенные фундаменты.

На втором этапе выпрямили высотную часть звонницы при помощи четырех гидравлических домкратов. Выпрямление крена сопровождалось односторонним подъемом осевшей северной части звонницы. Для обеспечения равномерного подъема использовали систему водяной нивелировки. Выпрямление продолжалось 1,5 часа. Работы, не терпящие отлагательств, выполняли зимой, применяя технологию кладки с предварительным нагревом кирпича и специальными добавками в кладочный раствор. После трехнедельной выдержки кладки поочередно убрали домкраты, заложили гнезда и демонтировали тяжи.

В результате работ удалось в полном объеме сохранить аутентичность памятника, включая конструкции и архитектурный декор. По проекту Кальнинг-Михайловской было восстановлено первоначальное трехшатровое завершение.


08А 01 Звонница обмер зап.jpg

Большие Вяземы. Звонница. Западный фасад. Обмер.


08А 03 Звонница пр сев фас .jpg

Большие Вяземы. Звонница. Южный фасад. Обмер.


Фото: архив ЦНРПМ, wikipedia.org
Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ