Петровский путевой дворец
Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ

Краткая история

Построен по приказу Екатерины II в 1777–1783 годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Земля, на которой он был возведён по проекту знаменитого архитектора Матвея Казакова, находилась на подъезде к Москве и принадлежала Высокопетровскому монастырю — по этой причине дворец стал называться Петровским. А Путевым он обозначался потому, что являлся резиденцией для отдыха знатных особ после дороги из Петербурга в Москву.

Для Матвея Казакова дворец стал первым самостоятельным объектом. Задуман он был в том же стиле, что и построенный его учителем Василием Баженовым в то же время город-театр на Ходынском поле — диковинные постройки театра очень понравились императрице Екатерине. Сама она в первый раз остановилась во дворце только в 1787 году. Спустя десять лет перед своей коронацией в Путевом дворце гостил будущий император Павел I. С той поры дворец по дороге из Петербурга здесь останавливались почти все русские государи перед венчанием на царство.
Во время Отечественной войны 1812 года после начала великого пожара в Москве и поспешного отвода французских частей император Наполеон провел в Петровском дворце четыре дня. Во время отхода он был разграблен и подожжён. Но как только французы бежали, в боковых крыльях был устроен временный госпиталь. После 1812 года существенно пострадавший от пожара дворец долгое время находился в запустении.
Восстановительные работы начались только при Николае I, который лично курировал восстановление Петровского путевого дворца в соответствии с первоначальным замыслом М. Казакова. Возглавил и провёл работы, которые продолжались 10 лет, архитектор Огюст Монферран.
После восстановления дворец принимал не только царственных особ — во время Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь. Тогда все стены парадных помещений были выкрашены в белый цвет. После 1917 года в результате национализации собственности царской семьи Петровский путевой дворец «ходил по рукам» советских комиссариатов. За это время он был разграблен, существенно изуродован заселёнными в него жильцами, которые использовали резные двери, инкрустированные паркеты и дорогие обои как дрова и топливо. Одно время здесь располагалась пулеметная команда и стрелковая дивизия, в парадных залах организовали столовую общепита районного Совдепа...
6 февраля 1920 года царский дворец был отдан в распоряжение Главного управления воздушного флота, а спустя три года его передали Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского. Петровский путевой был переименован во Дворец красной авиации. Была произведена полная перепланировка, пробиты новые дверные проемы, пристроены деревянные тамбуры, уничтожены сводчатые потолки, приспособлены под собственные нужды интерьеры, тщательно продуманные Матвеем Казаковым. В Главном корпусе дворца размещались столовая, рабочие кабинеты управления академией и библиотека; в левом крыле — типография; в правом — моторная лаборатория; флигеля использовались под жилье.
6 февраля 1998 года президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О передаче памятника градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения — Петровского дворца в государственную собственность Москвы». В качестве компенсации город предоставил военному ведомству жилые площади для военнослужащих в московских новостройках. В 1998 году во дворце начались реставрационные работы. Фактически речь шла о полномасштабной реконструкции интерьеров под новые нужды. Открытие дворца после 11 лет кропотливых и тяжёлых работ состоялось 5 марта 2009 года.
С тех пор Петровском дворец опять стал резиденцией для приёма высокопоставленных гостей: в нём располагается Дом приемов Правительства Москвы, действует гостиница, включающая 45 номеров. Два из них являются президентскими апартаментами.
Общая площадь помещений обновленного Петровского дворца — 17060 кв.м, из них подземная часть — 6785 кв.м. В главном корпусе организован музей. Также Петровский путевой Дворец Москвы стал работать на приём организованных экскурсионных групп.

Реставрация Петровского путевого дворца

В 1998 году указом Президента было принято решение о замене пользователя и переводе академии им. Жуковского из зданий Петровского путевого дворца. Комплекс перешел в ведение Правительства г. Москвы. В связи с этим была разработана концепция реставрации и приспособления памятника под Дом приемов и гостиницу.
ЦНРПМ выполняли работу по главному корпусу дворца, кавалерским корпусам двора, а также двум служебным флигелям западного двора (корпуса №4 и №7).
Были проведены натурные и архивные исследования. Причем такое глобальное изучение архивных материалов было проведено впервые. Более того, в силу своей сложности и большого объема требуемых работ, Петровский путевый дворец стал первым объектом ЦНРПМ, проектирование которого выполнялось при помощи компьютерных технологий. Было найдено много новых, неизвестных до настоящего времени документов, что позволило с максимальной точностью установить основные этапы строительства и реконструкции дворца.
Архитектурными натурными исследованиями были подтверждены архивные данные, что при возведении стен офицерских корпусов использовался кирпич от разборки кремлевских построек. На фасадах главного дома обнаружены подлинные керамические декоративные детали, изготовленные скульптурным мастером Иоганном Юстом.
По проекту реставрации восстанавливался утраченный шпиль дворца, а кавалерские корпуса получали декоративные украшения в виде зубцов и пирамидок. Были разработаны проекты интерьеров и обстановочного комплекса парадных помещений дворца.
В процессе производства работ по реставрации и приспособлению комплекса были обновлены фасады главного дома, установлен шпиль, выполнено новое кровельное покрытие из нержавеющей стали — этот материал не нужно красить, и по цвету он близок первоначальной кровле из «англицкого железа». Проведены уникальные работы по укреплению и реставрации живописи купола Круглого зала дворца и консервации деревянных конструкций. Фасады кавалерских корпусов получили свое первоначальное убранство.
В 2004 году была начата работа по реставрации балконов главного дома, продолженная в 2005–2006 годах. Проведены работы по гидроизоляции верхних площадок, вычинке и докомпановке кирпичных частей парапетов, замене находившихся в неудовлетворительном состоянии белокаменных накрывных плит и пинаклей. Для покрытия пола балконов были использованы плиты из мансуровского гранита, близкие по цвету белому камню. Рисунок раскладки плит и их размеры соответствуют старому полу, фрагмент которого был найден при демонтаже современного покрытия восточного балкона.
В связи с неудовлетворительным состоянием ступеней и площадок лестницы №2, было принято решение о демонтаже ходовых элементов лестницы и замене их новыми из естественного камня, близкому по своим характеристикам старому материалу. Песчаник, полученный в ходе разборки лестницы, был использован для реставрации других лестниц памятника.
В ходе реставрации лестницы главного входа, в связи с понижением проектной отметки земли парадного двора, возникла необходимость в переборке лестницы и площадки западного балкона и воссоздании двух нижних ступеней. Для реставрации использовался старый песчаник, полученный в результате разборки нижней площадки и ступеней восточного балкона и внутренней лестницы №2 Главного дома.
В 2005 году была завершена реставрация ступеней и площадок парадной лестницы. Чтобы скрыть многочисленные сколы и царапины поверхность лестницы была ошлифована. Участки ступеней, имеющие большие сколы и цементные домазки, менялись на новые вставками из того же камня, полученного от разборки лестницы №2.
В то же 2005 году были практически закончены работы по конструктивному укреплению памятника и начаты работы по отделке интерьеров.
Перед покраской была проведена большая подготовительная работа по расчистке и докомпановке лепнины, а также выравниванию поверхности стен. Утраченные элементы декора были воссозданы по моделям, снятым с сохранившихся деталей. С помощью растворителей полностью удалены наслоения поздней покраски, что позволило избежать механических повреждений. Покраску лепнины выполнили с нанесением красочного слоя кистью и вышпаровке декоративных элементов.
Большая подготовительная работа предшествовала окончательной отделке главного Белого зала. Проект покраски зала был выполнен в соответствии описями второй половины Х1Х века, где указывалось, что его стены имели белый цвет. Белый цвет стен виден на сохранившихся фотографиях интерьеров круглого зала начала ХХ века. Чтобы избежать монотонности цвета, было решено сыграть на различных оттенках белого, а также на сочетании матовой и глянцевой красок.
К концу года были завершены практически все работы по покраске помещений и лестниц дворца.
В 2005 году продолжилась реставрация каминов. Была практически завершена работа по камину, находящемуся на площадке первого этажа главной лестницы. В угловых комнатах 2-го этажа восточной части дворца проведена расчистка поверхности каминов.
Трудоемкой оказалась работа по расчистке белокаменных полуколонн и пилонов в помещении перед парадной лестницей. Они были буквально пропитаны масляной краской на высоту человеческого роста. Применение растворителей не привело к должному результату. Пришлось снять верхний слой камня примерно на 3-4 мм и затем обработать поверхность камнеукрепляющим составом.
В 2006 году были продолжены работы по реставрации белокаменного цоколя главного дома. Производство велось по стандартной технологии: была выполнена глубокая очистка камня от поздних побелок и покрасок, выявлены участки кладки с деструктированным и отличающимся по цвету камнем. Такие камни были заменены новыми. Работы по реставрации завершались пропиткой камня укрепляющими составами и тонированием глазурью. Были начаты работы по установке приборов художественной подсветки Петровского дворца.
Было воссоздано паркетное покрытие пола на первом и втором этажах дворца. Основанием для проекта воссоздания паркета послужили обмеры щитов, сохранившихся в залах под слоем современного паркета. Ориентировочная датировка паркета — середина Х1Х века. Он представлял собой строгий геометрический орнамент, составленный из однотонных дубовых клепок. Рисунок завершался простым фризом с раскладкой из мореного дуба. Новый паркет полностью воспроизводил старый рисунок, но отличался по технологии изготовления. Был применен наборный клеевой принцип укладки по основанию из десятимиллиметровой фанеры. После циклевки пол был покрыт двумя слоями матового бесцветного лака.
В 2006 году активно велись работы по благоустройству парадного двора. Были перевезены огромные голубые ели, посаженные в 50-е годы ХХ столетия, загораживающие главный фасад Путевого дворца. Был разработан проект обогрева территории. Перед укладкой мощения двора был выполнен «пирог» системы обогрева, на которую укладываются камни.
Реставраторы сделали все, чтобы вернуть этому архитектурному памятнику первоначальный вид. Во всех помещениях по старинным чертежам с подбором дерева и рисунка восстановлены цветовая гамма стен и художественный паркет. Отреставрированы фасад и интерьеры. Возрождены гризайль на куполе, лепнина, мраморные камины, венецианские зеркала. В итоге, после 11 лет кропотливых и тяжёлых работ, открытие дворца состоялось 5 марта 2009 года.

Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ