Новодевичий монастырь
Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ

Краткая история
Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле. В 1514 году московский князь Василий III дал обет построить новый монастырь, если удастся взять Смоленск. Город был взят, и около 1523 года на склоне, ведущем вниз от города к Лужникам, началось строительство. Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота имелись только южные, северные были построены позже.
Главный собор монастыря — в честь Смоленской Иконы Божией Матери — был возведен в 1524–1525 годах и закончен к престольному празднику (28 июля). Храм относится к официальному типу, образцом которого является Успенский Собор Московского Кремля.

В конце XVI века при Борисе Годунове к каменным палатам с надстроенным над ними деревянным теремом были добавлены каменные стены и 12 башен по образцу кремлевских (угловые башни — круглые, в стенах — квадратные) Но они разрушены в Смутное время, когда обитель-крепость была сожжена.
Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Царь Михаил Федорович восстановил обитель, которая вновь стала действующей. А при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче Новодевичий монастырь превратился в царское богомолье.
При царевне Софье Алексеевне в обители развернулось поистине грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат (в них долгое время проживала постриженная в монахини сестра Бориса Годунова царица Ирины Фёдоровны), был выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. Появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестёр Софьи — царевен Марии и Екатерины. Сама Софья с приходом к власти Петра I находилась в заключении в Новодевичьем монастыре с 1689 по 1704 год.
В начале XIX века был перестроен Успенский трапезный храм: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой. В 1812 году монастырь был захвачен и подожжён при отступлении войсками Наполеона, но монахини сумели погасить пожар.
1918–1919 годы стали самыми тяжёлыми для Новодевичьего монастыря. Декретами советской власти были закрыты Филатьевское училище, приют и приходская школа, конфискованы банковские сбережения и земля. Большинство помещений было отведено под квартиры.
В 1922 году монастырь был закрыт, и по решению советской власти на его территории разместился «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов», позже переименованный в «Музей раскрепощения женщины». В 1926 году монастырь преобразовали в филиал Государственного исторического музея. Часть зданий отдали под не музейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 год в монастыре жил и работал П.Д. Барановский.
14 июня 1944 года в монастырских стенах были открыты Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы. В Лопухинских палатах проходили институтские лекции.
Успенский храм был возвращен Церкви и освящен 29 декабря 1945 г. В западной части трапезной палаты в 1982 г. устроен крестильный храм.
В 1994 году этот женский монастырь снова стал действующим. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Особо чтимые святыни — Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.

Реставрация Новодевичьего монастыря.
1950-60-е годы. Работы ЦНРПМ в Новодевичьем монастыре начались в 1955 году под руководством Г.А. Макарова. Первыми объектами стали стены и башни. В процессе проведения работ был сделан ряд важных историко-архитектурных открытий, уточнивших первоначальный облик крепостных сооружений и время их строительства. Тщательные натурные исследования кладки позволили датировать их 1680-ми годами. Было установлено, что башни первоначально завершались шатрами и имели снаружи полихромную покраску, выполненную мастерами Оружейной палаты. Ремонты XVIII-XIX веков частично исказили зубцы стен, гребешки и верхний ажурный парапет башен.
В процессе ремонта облицовки кирпич, имевший разрушения свыше 4–5 см, заменялся новым, меньшие утраты восполнялись специальным раствором. Гребешки башен со следами перекладок стремились сохранить в существующих формах, дополняя утраты. На башнях глухие парапеты в проемах верхнего яруса заменили сквозными с белокаменными балясинами по образцу сохранившихся. Белокаменные пинакли над пилястрами башен и гребешками заменили новыми с уточнением их формы и использованием старых деталей. Открытие гребешков башен, зубцов и обреза стен между ними выполнили из белокаменных плит. В башнях отремонтировали белокаменное покрытие верхнего яруса. В откосах проемов верхнего яруса Г.А. Макаров обнаружил выложенные отверстия для засовов, крепившие щиты, и уступ стены позади гребешков для укладки нижней обвязки шатра. На башнях реставрировали кирпичный и белокаменный декор. У Чеботарной и Сетунской башен на месте поздних окон восстановили бойницы с амбразурами.
При реставрации зубцов стен было решено максимально сохранить исторические форму и кладку, которые относилась к разному времени. Для реализации этого методического подхода были проведены сложные инженерные мероприятия по их укреплению. На прясле между Швальной и Чеботарной башнями зубцы во избежание перекладки сохранили в наклонном положении. Под каждый зубец подвели пару железобетонных «балочек» (инженер Н.С. Маколов). Наклонившиеся зубцы XVII века на прясле между Сетунской и Ирининской башнями смогли повернуть в вертикальное положение (инженер Л.А. Каплин). Эти мероприятия позволили избежать впечатления новодела, возникающего после реставрации.
При обследовании Лопухинской башни были обнаружены остатки древней полихромной росписи. На основании глубоких архивных исследований Г.А. Макаров датировал ее 1687–1687 годами. Исследование росписей установило, что верхняя часть башен была расписана под кирпич, нижняя — под бриллиантовый руст. Детали декора башен и прясла крепостных стен изначально красились в белый цвет. Из трех вариантов покраски башен, предложенных Г.А. Макаровым, утвердили вариант с покраской верхней части башен в два цвета: поля стены — в красный, декор — в белый.
В 1959-1964 годах стрелецким караульням при Никольской, Напрудной и Чеботарной башнях вернули архитектурный облик конца XVII века. По натурным остаткам реставрировали скромный фасадный декор, восстановили древние оконные и дверные проемы, полы. У двухэтажных палат при Сетунской башне восстановили отдельные обрушившиеся своды 2 этажа, строго документированный исследованиями первоначальный рисунок фасадов с венчающим карнизом по образцу карниза Ирининских палат и крыльцо.

1970-е годы. В Смоленском соборе заменили окрытие глав и кровель, сохранив форму и цветовое решение. Работы по фасадам носили ремонтно-реставрационный характер с вычинкой кладки и фрагментарной реставрацией отдельных архитектурных форм. В ходе работ произвели вычинку белокаменных и кирпичных профилей пилястр, обветшавших мест в архивольтах закомар, профилей стен четверика и апсид. В подклете реставрировали выявленные в натуре окна XVI века, сохранив некоторые окна в формах XVII века. Выполнили побелку фасадов и окраску кровель собора с сохранением цветового решения. При исследованиях собора Г.А. Макаров обнаружил фрагменты четырех приделов XVI века, стоявших по углам четверика. От них на фасадах сохранились остатки стен, сводов и штрабы от примыкания кровель. Был произведен ремонт облицовки фасадов галереи и крылец с деликатной реставрацией профилей и выделением цветом поздней закладки арочных проемов на южной стороне.
В 1979 году Г.А. Макаров разработал проект реставрации церкви Амвросия с трапезной. Исследования автора проекта опровергли раннюю датировку памятника XVI веком и установили, что церковь была построена в 1680-е годы, а ее первоначальное завершение переделано во время ремонта И. Мичурина в 1-ой половине XVIII века. Учитывая, что сохранившиеся фрагменты первоначального завершения незначительны и не дают полного представления о его формах, было решено сохранить кровлю в существующем виде. Аналогичное решение было принято и в отношении кровли трапезной, которая первоначально завершалась коробовым сводом, служившим основанием белокаменного лещадного покрытия. В ходе работ реставрировали барабан, главу, позолотили кресты и подзоры. Оконные и дверные проемы XVII в. восстановили по натурным остаткам, Реставрировали наличники и порталы церкви.
В 1970-е гг. начались планомерные работы по реставрации обезличенных и перестроенных палат монастыря.

В 1980-е годы в монастыре продолжаются реставрационные работы. Под охраной государства под № 318, кроме храмовых зданий, стояли следующие гражданские строения: «14 прясел крепостных стен XVI – XVII вв.; башни: Никольская северо-восточная, Иосафовская квадратная на восточной стене, Швальная квадратная на восточной стене, Чеботарная круглая на юго-востоке, Покровская квадратная на южной стене, Предтечинская квадратная на южной стене, Сетуньская круглая юго-западная, Затрапезная квадратная на западной стене, Напрудная круглая северо-западная, Лопухинская квадратная на северной стене, Царицынская квадратная на северной стене; Просфорня при колокольне 1686 – 1688 гг.; Трапезная и палаты царицы Ирины XVI – XVII вв. при церкви Амвросия; Палаты царевны Марии Алексеевны, 1680 г., Палаты у северных ворот (Лопухинский корпус), кон. XVII в; Кельи у Швальной башни, кон. XVII в.; Певческий корп., кон. XVII – XVIII в., Казначейские палаты XVII, XVIII вв.; Стрелецкая караульня ц Никольской башни, кон. XVI – нач. XVII вв.; Больничные палаты, кон. XVII в., Стрелецкая караульня у Чеботаревой башни, кон. XVI – нач. XVII в.; Стрелецкая караульня у Сетуньской башни, кон. XVI – нач. XVII вв.; Стрелецкая караульня у Напрудной башни (палаты Царевны Софьи) кон. XVI – нач. XVIII в.; Сторожка у северных ворот, XVII в.; Служебная постройка у южной стены, XVII – XVIII вв.; Филаретовское училище, 1815, 1878 гг.; Часовня-мавзолей Волконких. Нач. XIX в.; Надгробия на территории монастыря, XVI – XIX – XX вв.».
Исследование корпуса Певческих палат начала XVIII века началось в 1961 году. Проект Г.А. Макарова 1963 года предусматривал сохранение крылец 1783 г., восстановление древней планировки с разборкой поздних перегородок и реставрацией первоначального рисунка фасадов по натурным данным. Внутри палат, утративших своды, деревянные перекрытия заменили железобетонными. Производство реставрационных работ было закончено в 1981 г. В ходе работ укрепили фундаменты под восточной частью корпуса, устроили кровлю с дымниками и деревянные крыльца северного фасада. На фасадах восстановили оконные четверти, установили оконные и дверные заполнения, настелили полы. Корпус приспособили для музейной экспозиции. При исследовании восточных палат были найдены основания древних и поздних печей с фрагментами изразцов.
По проектам Н.С. Романова реставрировали корпус казначейских келий и просфорной палаты. Белокаменные Казначейские кельи первоначально завершались лещадной вальмовой кровлей, а в середине XIX века они были надстроены деревянным мезонином. Проект предусматривал реставрацию первоначального рисунка фасадов с развитым карнизом и сохранение мезонина. В ходе реставрационных работ восстановили древнюю планировку и первоначальный рисунок фасадов, заменили кровлю с сохранением более поздних элементов XIX века, а именно мезонина и слуховых окон.
При реставрации Просфорной палаты конца XVII – начала XVIII веков., примыкающей к крепостной стене, разобрали позднюю деревянную надстройку, реставрировали оконные проемы и установили в них рамы с рисунком переплетов «в клетку». Палату приспособили под реставрационные мастерские ГИМа.
При реставрации одноэтажного корпуса Больничных палат начала XVIII века с деревянным мезонином и слуховыми окнами XIX века было разработано три варианта проекта (Н.А. Ловкунас, Н.С. Романов), включая восстановление формы посводной белокаменной кровли. НРТС рекомендовал сохранить существующий мезонин и форму кровли. После обнаружения по всему периметру здания остатков пят первоначального свода НРТС отметил принципиальную возможность восстановления посводного покрытия, при условии, если будут найдены детали ее чердачных окон и конька кровли. При производстве работ отремонтировали кровли и мезонин, реставрировали оконные и дверные проемы. Здание приспособлено под реставрационные мастерские ГИМа.
Мариинские палаты, имевшие, как показали исследования Н.С. Романова и Н.А. Ловкунас, три периода строительства, были реставрированы в редакции конца XVII – XVIII веков с разборкой поздней надстройки галереи и устройством высокой кровли с полицей и дымниками, белокаменным окрытием парапета и галереи. В ходе работ произвели вычинку стен и сводов, на фасадах выполнили реставрацию первоначальных оконных и дверных проемов, парапета галереи, колонн и постаментов. Силуэт палат с теремком обогатил панораму монастыря с севера.

2000-е года. В 2001 году архитекторы Н.С. Романов и В.Н. Мудров завершили многолетние реставрационные работы Смоленского собора Новодевичьего монастыря. В 1998 году ураган сорвал центральный крест и погнул кресты малых глав четверика. В результате падения крестов были повреждены главы и кровли собора. Во время восстановительных работ поврежденные главы исправили и окрасили в цвет, имитирующий луженое железо. Кресты реставрировали с сохранением всех подлинных деталей, позолотили и установили на прежнее место: на боковые главы вручную, на центральную — при помощи вертолета. Вокруг собора удалили культурный слой, выполнили реставрацию цокольной части, восстановили отмостку-платформу XVII в. На южном фасаде четверика выявили остатки древнего южного портала, произвели его тщательную фиксацию и выполнили графическую реконструкцию. Союз архитекторов России на конкурсе «Зодчество» отметил реставрацию Смоленского собора Золотым дипломом и «Хрустальным Дедалом», который впервые вручили архитекторам-реставраторам. Рядом с именами архитекторов Н.С. Романова, В.Н. Мудрова и инженера Г.Н. Ровинского в диплом 2001 г. в знак признания вклада в работу вписали и имя Георгия Алексеевича Макарова.
В 2004 году ансамбль Новодевичьего монастыря, как шедевр архитектуры, был включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного и природного наследия.
В 2008 году в Новодевичьем монастыре продолжались плановые реставрационные работы. В частности, в подклете Успенской церкви, где разобрали поздние перегородки, провели вычинку кирпичной кладки. Возобновили покраску фасадов Преображенской церкви, а также части монастырских стен и башен.
Сегодня реставрационные работы в монастыре продолжаются. Они идут под руководством Н.С. Романова и И.Д. Давыдовой. Реставрируются колокольня, Казначейские, Лопухинские и Сетуньские палаты.

Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ