Архангельский Собор Московского Кремля
Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ

С 1946 года Архангельский собор Московского Кремля находится под пристальным наблюдением реставраторов. Уже как минимум три, а скорее четыре, поколения специалистов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских ведут проектно-исследовательские работы и авторский надзор за производством на этом объекте.

Архангельский собор Западный фасад Реконструкция В.Н. Меркеловой


Архангельский собор в Московском Кремле — один из важнейших памятников Российского государства. Это храм-усыпальница великих князей и царей от Ивана Калиты и Дмитрия Донского до Ивана Грозного и Ивана Алексеевича, брата Петра I.

Иван Калита завещал похоронить себя в первой Архангельской церкви, поставленной им в 1333 году. Существующий собор был возведен на месте этой церкви во время масштабной перестройки Кремля в 1470–1508 годах, осуществленной по замыслу Ивана III первоклассными мастерами итальянского Возрождения.

Автором храма, строившегося с 1505 по 1508 год, был венецианский «архитектон», упомянутый в летописных источниках как Алевиз Новый. Его собор даже на фоне других построенных итальянцами кремлевских сооружений представляется уникальным сплавом русских архитектурных традиций с передовой для того времени художественно-строительной культурой Ренессанса. Особенно ярко это проявилось в исключительно последовательном применении классической ордерной системы на фасадах крестово-купольного храма.

achangelskij sobor 03-sВпервые четверик русской церкви был опоясан антаблементами, один из которых становится венчающим карнизом, отделяющим закомары от основного объема, а другой разбивает этот объем на два ордерных яруса. Привычные плоские лопатки фасадов обретают вид сложного структурного элемента, состоящего из двух пилястр и раскреповок горизонтальных профильных поясов. Фусты пилястр, а также верхние участки прясел украсились филенками, а нижние участки прясел — классической аркадой. Стены четверика, в свою очередь, получают эффектное завершение в виде венца закомар, декорированных великолепными морскими раковинами.

achangelskij sobor 04-s

Богатство фасадов Архангельского собора дополняют пять белокаменных порталов, покрытых искусной резьбой итальянской работы. Два из них — малые обрамления дверных проемов — достаточно характерны для эпохи Возрождения, чего нельзя сказать о трех больших порталах, безусловно относящихся к новому, алевизовскому типу, сочетающему в себе ренессансные и русско-романские черты. 

Многие принципы и элементы архитектурного убранства Архангельского собора достаточно органично прижились на новой почве, что привело к возникновению особого «итальянизирующего» направления декора русских храмов XVI–XVII веков. Благодаря этому замечательный кремлевский храм занимает важнейшее место в истории отечественного зодчества.

Начиная с середины XIX века, собор неизменно находится в сфере внимания российских и зарубежных искусствоведов, о чем свидетельствует обширная библиография.

Первые весьма серьезные натурные исследования храма были проведены в 1946 году А.И. Власюком, выполнившим обмеры, некоторые раскрытия и разработавшим эскизный проект реставрации. Немало ценного дали архитектурно-археологические изыскания сотрудников кремлевского музея-заповедника В. Федорова и Н. Шеляпиной. Однако время системного подхода к проблемам изучения и реставрации памятника наступило после того, как он был передан Всесоюзному производственному научно-реставрационному комбинату (сегодня — ЦНРПМ). Сотрудниками комбината архитекторами В.Н. Меркеловой, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, технологом О.Н. Постниковой был разработан целый ряд мероприятий, направленных на улучшение технического состояния объекта. Среди них ремонт кровли четверика и замена покрытий глав, усиление конструкций, реставрация различных частей собора, включая его приделы.

Проведенные исследования помогли ответить на многие вопросы, связанные с историей существования храма. Можно вспомнить раскрытие остатков первоначального черепичного покрытия четверика, глав и апсид, выявление подлинных фрагментов декора на фасаде северо-восточного придела и определение первоначальной красно-белой покраски архитектурного памятника. На основании этих и других открытий В.Н. Меркелова разработала убедительный вариант проекта реконструкции собора на начало XVI века.

Ко времени, когда руководителем авторского коллектива стал Н.С. Романов с особой остротой возникает проблема сохранения отдельных белокаменных частей фасадов в связи с ухудшением их состояния, вызванного изменившимися условиями эксплуатации храма. Инженерно-технологические исследования, выполненные О.Н. Постниковой, Т.З. Николаенко и другими специалистами ЦНРПМ, позволили определить основные причины разрушения известняка и разработать комплекс мер по их устранению. К сожалению, по независящим от реставраторов причинам дело не дошло до производства. Удалось лишь освободить от засыпки канал между основаниями двух западных стен основного объема и понизить мощение лоджии до первоначальной отметки (проект Н.С. Романова, В.А. Мудрова и И.В. Серединой). Эти мероприятия весьма положительно сказались на состоянии постепенно разрушающегося западного портала. Но вне общего контекста планировавшихся работ они не могли решить проблему полностью.

achangelskij sobor 02-sВ конце 1990-х годов для работы по Архангельскому собору Н.С. Романов создает архитектурную группу в составе главного архитектора проекта по собору Ю.П. Мосунова, главного архитектора по южной палате И.В. Калугиной, Г.С. Евдокимова, С.А. Куранова, Е.И. Рузаевой и Д.Е. Яковлева. Тогда же к решению задач по исследованию и консервации белокаменных элементов собора приступил Государственный институт реставрации (отдел реставрации скульптуры, руководитель Е.И. Антонова). Вновь проведенные технологические изыскания в основном подтвердили верность выводов О.Н. Постниковой. Однако опыт работ по обессоливанию и укреплению западного портала с использованием новейших технологий показал, что остановить деструкцию известняка в сложившихся условиях не представляется возможным. Исходя из этого, авторский коллектив ЦНРПМ пришел к выводу о необходимости скорейшего изъятия разрушающихся частей трех западных порталов. При поддержке ведущих специалистов ГосНИИРа и Музея-заповедника «Московский Кремль» проектные предложения по данной проблеме были согласованы на научных советах всех уровней. После успешно проведенных работ по демонтажу, восемь фустов колонок и пилястр были перенесены в лабораторию ГосНИИРа. К настоящему времени процесс их деструкции остановлен.

achangelskij sobor 05-sАрхитекторами мастерской в начале 2000-х годов были выполнены точные обмеры четырех порталов, включающие детальную графическую фиксацию всей белокаменной резьбы, покрывающей их поверхности. Эти обмеры до сих пор служат исходным материалом для разработки научно-проектной документации.

Коллектив специалистов ЦНРПМ, в который кроме архитектурной бригады входят главный специалист по температурно-влажностному режиму Б.Т. Сизов, инженер-технолог Т.З. Николаенко, специнженеры под руководством Н.С. Краснощековой, провел комплексные исследовательские работы. Разработаны проекты и методические рекомендации, осуществлен авторский надзор за производством по целому ряду частей Архангельского собора помещений четырехъярусной западной части храма, кровли четверика, южной палаты и, конечно, порталов. Близки к завершению структурная перепланировка и приспособление знаменитого придела Уара. На ближайшие годы намечено крупное производство по реконструкции и организации новых экспозиционных помещений в южной пристройке, а также в контрофорсе и тамбуре галереи.

Все строительно-реставрационные работы неизменно сопровождаются натурными изысканиями, в ходе которых сделаны важные открытия, позволяющие по-новому взглянуть на строительную историю памятника. За последние 7–8 лет удалось изучить и датировать основные этапы строительства южной палаты. Раскрыт и идентифицирован значительный по площади отпечаток фасада древнего собора 1333 года времен Ивана Калиты. Изучена структуру алевизовских порталов, сооруженных по итальянской технологии. Определены изначальные пропорции малых порталов, утративших свои нижние части в XIX веке. Доказано, что южный портал, отличающийся от остальных грубой профилировкой и отсутствием орнаментальной резьбы, первоначально был таким же, как и другие порталы, но в XVII веке подвергся капитальной переделке (выявлены его подлинные блоки со следами декора и фрагменты резьбы в кладке XVII века).

По плану Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» многие из последних открытий реставраторов должны стать объектами экспозиций, которые будут развернуты в южных частях Архангельского собора.


Возврат к списку рубрики: Объекты ЦНРПМ